07.09.2015

Игра на выживание: к каким налоговым изменениям стоит готовиться бизнесу


Минфин предлагает установить ставку 20% для основных налогов — НДФЛ, налога на прибыль, ЕСВ и НДС, а также изгнать юрлиц из упрощенки и убрать из Налогового кодекса все льготы.

Как пишет портал «ДЕЛО»  министерство финансов подготовило и презентовало на заседании Национального совета реформ проект нового Налогового кодекса, который должен, по словам министра, "способствовать построению простой, прозрачной, справедливой налоговой системы, которая стимулирует инвестиции". Кроме изменений ставок, Минфин предлагает ликвидировать все возможные льготы и оставить упрощенку исключительно для мелких торговцев и аграриев.


НДС

На первый взгляд ставка налога на добавленную стоимость не меняется, остается 20%. Зато отменяется спецрежим для аграриев — вместо него правительство предлагает ввести прямую бюджетную поддержку. Дополнительные налоговые поступления от данного изменения будут направлены в специальный фонд бюджета. Его цель — финансирование реформы здравоохранения.

Кроме того, на 2016 год предлагается отменить льготную ставку НДС (7%) для фармкомпаний. Теперь они, как и все, будут платить 20%.

Зато повышается порог для обязательной регистрации плательщиком налога — с 1 до 2 млн гривень, хотя при сегодняшних темпах инфляции и падения курса повышение порога выглядит скромно. В Минфине утверждают, что под данный оборот подпадают более 80% всех плательщиков. Сделано это и для тех предпринимателей и юрлиц, которые вынуждены будут перейти на общую систему налогообложения.

НДФЛ и ЕСВ

Ставка подоходного налога тоже повысится — с 15% до 20% для всех трудовых доходов свыше минимальной зарплаты (1378 грн). По логике Минфина, налоговая система должна быть простой, а значит, трудовые доходы должны облагаться так же, как пассивные. При этом военный сбор на 2016 год не отменяется.В связи с отказом от уплаты сотрудником 3,6% ЕСВ и расширением налоговой льготы до 1 минимальной зарплаты. по подсчетом Минфина эффективная ставка налога на зарплату, которая платится и сотрудником, и работодателем, снизится.

Все это оправдывается стратегической целью однажды объединить НДФЛ с единым социальным взносом, а ставку снизить до 20%, ориентировочно в 2018 году. Сейчас Минфин пойти на это не готов из-за дефицита Пенсионного фонда. Смогут ли его побороть к 2018 году — вопрос. Однако именно в этот период правительство возлагает надежды запустить пенсионную реформу.

Что касается ЕСВ, это единственный платеж, ставка которого снижается. Сегодня в среднем она составляет 37,5%, а с 1 января 2014 к ней должен применяться коэффициент 0,6, что фактически понижает ее до 22,5%. Минфин предложил плоскую шкалу со ставкой 20% — то есть снижение на 2,5 п.п. для работодателя. Для сотрудника ЕСВ, ставка которого сегодня составляет 3,6%, должна быть вовсе отменена.

Насколько это позволит вывести экономику из тени, в Минфине пока не могут сказать. В базовом сценарии в первый год работы нового Налогового кодекса эффект от выхода бизнеса из тени не закладывается. Однако так же есть сценарии, при которых 25%, 50%, 75%, и 100% серого бизнеса начнет платить налоги. По результатам данных сценариев, уже с 2016 года влияние налоговой реформы на бюджет будет позитивным.


Налог на прибыль

Главная проблема бизнеса, связанная с налогом на прибыль, это переплаты по авансовым платежам, которые невозможно получить обратно. Необходимость платить налог авансом вынуждает крупный бизнес прятать прибыль за пределами родины, а малый бизнес — делиться и почковаться для того, чтобы не пересечь черту оборота в 10 млн гривень и не попадать в ряды крупных плательщиков. Менять модель в правительстве не решаются, мотивируя это тем, что "эстонская модель", при которой налог на прибыль уплачивается после выплаты дивидендов, требует ведения отдельного учета для "условно распределенной прибыли".

Минфин придумал другой способ решить проблему переплат — повысить налог. А за счет дополнительных поступлений рассчитаться по переплатам. Поэтому ставка налога на прибыль в проекте Минфина повышается на 2 п.п. до 20%.

Объясняется это тем, что ставки должны быть одинаковыми как для доходов физлиц, так и для прибыли предприятий, дабы не было соблазна что-то оптимизировать.

Кроме того, отменяется ставка 0% для малых "новичков" с оборотом до 3 млн. Но в качестве компенсации предлагается с 2016 года ввести инвестиционный налоговый кредит — дать возможность из налога на прибыль оплачивать инвестиции в основные производственные средства. Как это будет работать, пока не сообщается. Предположительно, Кабмин определит приоритетные отрасли и направления, которые смогут воспользоваться данной возможностью.

Единый налог

В проекте полностью меняется упрощенная система налогообложения и принцип деления на группы. Самое главное — юрлица больше не смогут пользоваться упрощенкой, а единый налог оставят только для микробизнеса. Такой подход фактически лишает средний и крупный бизнес преимуществ так называемого "внутреннего офшора", которым являлась упрощенная система.

Группа А — физлица-предприниматели, которые не используют труд наемных работников и занимаются торговлей на рынках или предоставлением услуг населению. Ставка налога — до 20% м.з.п. + ЕСВ 20% м.з.п.

Группа В — ФЛП, использующие до 10 наемных работников и годовой оборот до 2 млн. Ставка налога — 20% от скорректированного дохода. Чтобы не подтверждать расходы, их предлагается считать косвенным методом (доходы-доходы*0,4). То есть, по сути, 12% от оборота. При этом в проекте закладывают переходной период, когда будут действовать коэффициенты 0,8 (в 2016 году, 4% от оборота), 0,7 (в 2017 году, 6% от оборота) и 0,6 (в 2018 году, 8% от оборота).

Есть и второй вариант — применять кассовые аппараты и документально подтверждать расходы.

Группа С — сельскохозяйственные производители с оборотом до 2 млн грн. Ставка: 0,09 -1,35% нормативной денежной оценки 1 га земли.

Налоги на имущество

Минфин также решил обложить налогами коммерческую недвижимость, склады, помещения сельхозпроизводителей по ставке до 3% м.з.п. за 1 кв. м., предоставив право для установления льгот по этому налогу местным органам власти.

Критерии для налогообложения жилой недвижимости не меняются, но вводится фиксированная ставка 25 тыс. грн в год для квартир с общей площадью от 300 кв.м и домов — от 500 кв.м; для всех остальных максимальная ставка увеличивается на 1 п.п. — до 3% м.з.п. за 1 кв. м. Какая ставка будет работать, решают местные советы.

Для налога на автомобили меняется база — теперь облагаться налогом будут автомобили в зависимости от стоимости и класса, а не объема двигателя. Не повезло обладателям транспортных средств класса "Люкс", которые были произведены за последние 5 лет и стоят более 1 млн гривень.

Предварительно список марок автомобилей, которые относятся к классу "люкс", выглядит так: Mercedes-Benz, BMW, Lexus, Audi, Porsche, Infiniti, Land Rover, Jaguar, Bentley, Maserati, Rolls-Royce, Maybach, Aston Martin, Ferrari, Lamborghini и др.

Однако как заверили в Министерстве финансов, окончательный список марок и моделей автомобилей, владение которыми будет облагаться налогом, будет утвержден Кабинетом министров.


Администрирование

В части администрирования налогов самыми ожидаемые были изменения принципов работы СЭА НДС, но их в проекте нет. Зато есть предложение включать налоговые переплаты, в том числе те, которые были получены в результате реорганизации или ликвидации филиалов. При этом за недоплаты будет усилена ответственность плательщика, а за незаконные доначисления — налоговиков. Кроме того, Минфин обещает уменьшить количество обязательных реквизитов для налоговых деклараций и упростить процедуру подачи налоговой отчетности.

Из приятных бонусов — исключение финансовой и административной ответственности для плательщиков, если они действуют в соответствии с налоговыми разъяснениями, ограничение оснований для проведения внеплановых налоговых проверок, перевод возражений к актам на уровень Минфина и упрощение процедуры апелляции.

Из неприятных — возможность для налоговых (также как и для правоохранительных) органов по решению суда требовать от банков информацию о движении средств на счетах физических и юридических лиц.

Новый Налоговый кодекс Минфин предлагает закрепить на три года — в этот период должен действовать мораторий на внесение изменений. Но, как сказала Наталия Яресько, "посмотрим, как мы выживем в 2016 году".

Презентацию Наталии Яресько на Национальном совете реформ можно посмотреть здесь.



Автор: Мария Стасенко редактор раздела "Экономика и финансы"

По материалам: "Дело"