Налоговые изменения, которые затронули рядовых украинцев и бизнес в 2014 году, — это лишь первый этап перестройки системы налогообложении. Часть новаций поджидает налогоплательщиков уже в самом начале 2015 года. А новый проект налоговой реформы, разработанный в стенах Кабинета министров, пестрит массой изменений, на внедрение которых понадобится минимум полгода. Самые большие наши претензии к тому, что, несмотря на ожидаемую детенизацию экономики, ставки налогов отнюдь не снижаются. И это во время глубокого падения ВВП.

 
О чем буянят больше всего по поводу налоговых нововведений? Это НДС-счета и налоговая амнистия с последующим использованием «косвенных методов» для налогообложения физлиц. И, конечно, «азаровские» подходы к налоговой реформе — когда на голубом глазу авторы новаций считают, что снижение ставок не приведет к росту абсолютных сумм сбора налогов. Авторы реформы делают вид, что такого роста как явления не существует, а потому рассказывают о «компенсаторных механизмах». Дескать, мы единый соцвзнос уменьшили — извольте согласиться с ростом ставок налога на доходы физлиц. Лукавая это логика. Надеемся, в Раде найдутся люди, способные это объяснить «наследникам Азарова».

Но сперва о больном — об НДС. Уже с января 2015 года весь украинский бизнес должен был перейти на электронное администрирование НДС, то есть работу с так называемыми «НДС-счетами». Но в ближайшие дни Рада запросто может принять уже зарегистрированный законопроект о его переносе на первое июля 2015 года. Или какой-то иной. Во всяком случае, с НДС-счетами кутерьма наверняка откладывается. Тем более, что даже глава Государственной фискальной службы (ГФС) Игорь Билоус признал неготовность к внедрению этой системы. А ставший народным депутатом известный налоговый эксперт Александр Кирш тоже зарегистрировал законопроект, который не позволит ввести НДС-счета в январе 2015 года.

Ситуация для бизнеса и экономики в целом в связи с планировавшимся введением НДС-счетов крайне сложная. «Бизнес обеспокоен отсутствием норм о налоговом кредите, который возникнет до 1 января, – говорит Налоговый консультант международной аудиторской компании PSP Audit Иван Шевалгин. — Ведь в текущей редакции Налогового кодекса бизнес на него попросту не сможет рассчитывать».

И все равно, даже если внедрение НДС-счетов сейчас отложат, в будущем как предпринимателям, которые работают с НДС, так и крупным предприятиям нужно готовиться предоставлять отчетность по НДС исключительно в электронном виде. То есть учет будет осуществляться в разрезе выданных и полученных налоговых накладных (их бумажная форма также упраздняется), в том числе остатков на спецсчетах, которые дают право на выписку этих накладных.
Тяжести перехода

Еще одно новшество – минимальный порог для обязательной регистрации плательщиком НДС, который увеличивается с 300 тыс. грн. до 1 млн грн. Также вводится понятие «минимальной базы НДС». «Для товаров и услуг это цена их приобретения, для необоротных активов — балансовая (остаточная) стоимость по данным бухгалтерского учета», — объясняет юрист юридической фирмы FELIX Инна Плескач.

В то же время с 2015 года будут отменены льготы, которые освобождали от уплаты НДС некоторые операции: по поставке отходов и лома черных и цветных металлов, а также макулатуры; по поставке необработанных шкур и выделанной кожи; по ввозу в Украину автомобилей «скорой помощи»; издательскую деятельность. Причем компании, которые занимаются изданием книг, лишаются еще и льготы по уплате налога на прибыль.

Сельхозпроизводители — плательщики фиксированного сельхозналога также не останутся без сюрприза. С 2015 года вводится индексация нормативной денежной оценки для определения базы налогообложения ФСН. Например, по сей день за основу берется нормативная оценка земли, которая была проведена еще в 1995 году, и за каждый гектар угодий фермер платит 3–10 грн. в год. Однако в 2015 году размер налога вырастет приблизительно в два-три раза.

Подрастет и ставка акцизного налога на алкоголь (спиртовые дистилляты и спиртовые напитки, полученные путем перегона виноградного вина, — то есть коньяки и бренди). Ставка акциза вырастет с 56,42 грн. до 59,96 грн./л, и такой ее размер будет действовать до конца 2015 года.

Ну и чтобы финансировать модернизацию энергетики — акциз на электричество. Да-да, еще один налог, вопреки декларациям о сокращении их числа. Скажем прямо: это плохая идея, фактически этот налог будут платить все, его введение приведет к дополнительным десятым процента индекса потребительских цен. Остается рассчитывать, что акциз этот просуществует недолго.
Черт из табакерки

В сентябре 2014 года депутаты прежнего созыва парламента отказались включить в повестку дня бюджетно-налоговый пакет Кабмина (см. «Деньги» от 25 сентября 2014 года). Однако правительство выдержало двухмесячную паузу и подготовило очередную порцию изменений в Налоговый кодекс. Причем новый законопроект очень сильно перекликается с тем, что был подан в Верховную Раду осенью (№ 5079). Хотя есть и существенные отличия.

Как и прежде, Кабмин намерен сократить количество налогов с 22 до 9. Будут ликвидированы сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, сбор за пользование радиочастотным ресурсом, сбор за специальное использование воды, туристический сбор. Хотя многие налоги ожидает слияние и укрупнение. Поэтому их ликвидацию можно считать лишь формальной.

Малому бизнесу сулят свободу от проверок на два года, снижение ставок единого налога. Но без внимания предприниматели все равно не останутся: «Более широко будут применяться электронные проверки, — предупреждает Инна Плескач. — Под их действие попадут почти все плательщики налогов — микро, малый и средний бизнес».
Чисто физически

К доходам физических лиц вновь будет применяться прогрессивная шкала. Если месячный доход не превышает 12,5 тыс. грн. — ставка подоходного налога составит 15%, от 12,5 до 42 тыс. грн. — 17% (на сумму превышения), более 83 тыс. грн. — 25% (также на сумму превышения). Вернут прогрессивную шкалу и пассивным доходам (хотя с августа 2014 года от нее отказались). В данном случае ставки налогообложения составят 15, 17, 20 и 25% для доходов в форме процентов, инвестприбыли, роялти, сумма которых колеблется от 150 до 996 тыс. грн. в год. Говорят, что это «плата» за снижение единого социального взноса (ЕСВ). Проблема, однако, в том, что ЕСВ собираются снижать поэтапно, а подоходный введут сразу.

Чиновники решили активнее брать налоги с обеспеченных, по их мнению, пенсионеров. Если сегодня для пенсий, сумма которых выше 10 тыс. грн. в месяц, предусмотрена ставка подоходного налога в 15%, то теперь депутаты предлагают снизить налоговый порог до пенсий, размер которых более трех минимальных зарплат (около 3770 грн.).

Согласно планам правительства, до 1 октября 2015 года налогоплательщики должны будут задекларировать все, что было «нажито непосильным трудом» и даже незаконным путем. То есть засветить любые активы как в денежной, так и имущественной форме. Причем источник происхождения сбережений указывать якобы не придется, а сама декларация будет разовой.

«Но задекларировать можно лишь те средства, которые лежат на счету в банке. Если деньги «под матрацем», то в декларацию их внести нельзя. Для этого придется разместить их на банковском счету», – объясняет член парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Оксана Продан.

Зачем это нужно? Все просто: чтобы налоговики смогли подсчитывать, по средствам живет человек или нет. С контролем трат, кстати, связано еще одно новшество: планы ввести налог на превышение расходов над доходами в размере 30%.

Например, при годовом доходе в 80 тыс. грн. налогоплательщик делает покупку на 150 тыс. грн. (допустим, автомобиль). Если человек не сможет подтвердить источник происхождения разницы (70 тыс. грн.), ему придется уплатить с нее 30% налога. Отслеживать эти траты фискалы смогут достаточно просто, так как все покупки на сумму более 10 минимальных заработных плат (около 12,8 тыс. грн.) можно будет оплатить только безналичным расчетом.

«Обрадуются» и владельцы недвижимости: налог на «квадратные метры» лишится льготы. Если сейчас хозяева квартир платят за площадь жилья от 120 кв. м, а домов – от 240 кв. м, то в 2015 году депутаты планируют взимать налог с любого метража. А также ввести налог на коммерческую недвижимость, верхнюю планку которого хотят установить на уровне 2% минимальной зарплаты (около 25 грн.) за каждый квадратный метр площади.

Действие военного налога ожидаемо планируют продлить до конца 2016 года. Его ставка вырастет с 1,5 до 2%. Кроме того, проект изменений в НКУ предусматривает повышение в четыре раза до 2% ставки сбора в Пенсионный фонд с операций по покупке иностранной валюты физлицами и отмену этого сбора для юрлиц.
Сохраняем спокойствие

Спешка, с которой новое правительство хочет «протянуть» налоговую реформу, вполне понятна: конец года на носу, а бюджета все нет. Для его доработки необходимо понимать, с какими налогами будет жить Украина.

Тем не менее, бить в тревожный гонг пока еще рано. Даже если парламент торопливо проголосует за инициативы Кабмина, многие изменения вступят в силу не раньше 2-го полугодия 2015 года. К тому же остается много вопросов, а именно о внедрении НДС-счетов, об унификации финансового и налогового учета, о судьбе «упрощенки» и единого соцвзноса и об эффективности администрирования налогов в целом.

И пока на них не будет дан ответ в том или ином законопроекте, на масштабные изменения в налоговой системе рассчитывать не стоит.


Основные направления налоговой реформы в 2015 году

Норма/положение/инициатива

Вступление в силу

Сокращение количества налогов с 22 до 9

2015*

 

 

Налог на добавленную стоимость

 

Переход на электронное администрирование НДС и внедрение НДС-счетов

январь или июль 2015

Отмена НДС-накладных на бумажных носителях

январь или июль 2015

Порог для обязательной регистрации плательщиком НДС вырастет с 300 тыс. грн. до 1 млн грн.

январь 2015

Отмена целого перечня льгот по НДС

январь 2015

   

Для малого и среднего бизнеса

 

Внедрение механизма электронных проверок для малого и среднего бизнеса

2015 год

Двухлетние каникулы на проверки малого бизнеса

2015 год

Сокращение размеров единого налога

2015

Внедрение кассовых аппаратов для упрощенцев второй и третьей групп

после принятия соответствующего законопроекта

 

 

Налог на доходы физлиц

 

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц (в т. ч. пассивных)

после принятия соответствующего законопроекта

Разовое декларирование сокрытых доходов, в т. ч. полученных незаконным путем

после принятия соответствующего законопроекта

Увеличение налоговой социальной льготы вдвое – до размера прожиточного минимума

январь 2015

Налогообложение любой недвижимости, независимо от площади (также и коммерческой)

после принятия соответствующего законопроекта

Внедрение 30-%-го налога на существенное превышение расходов физлица над его доходами

после принятия соответствующего законопроекта

Пролонгация военного налога и увеличение его ставки с 1,5 до 2%

до 2016 года

Пенсионный сбор с операций по покупке наличной валюты физлицами вырастет в 4 раза (до 2%)

после принятия соответствующего законопроекта

Акцизы

 

Акциз на электроэнергию (3,2% стоимости)

после принятия соответствующего законопроекта

Возврат акциза на переоборудование транспортных средств

после принятия соответствующего законопроекта

Для агробизнеса

 

Отказ от фиксированного сельхозналога

после принятия соответствующего законопроекта

Индексация нормативной денежной оценки для определения базы фиксированного сельхозналога

январь 2015

 

Авторы: Павел Харламов

Dengi.ua